Великий художник мог нанести краску на полотно слоем толщиной не  более 2 микрон.
Как выяснилось, мастер наносил глизаль (лессировку) слоем  толщиной в 1–2 микрона. Преломление лучей света в различных прозрачных и  полупрозрачных слоях создает эффект объема и глубины изображения. Таков  секрет изобретенной да Винчи техники сфумато, позволявшей смягчать  переход между светлыми и темными участками на картине и создавать  правдоподобные тени.
При этом осталось неясным, каким образом художник наносил на полотно  слой краски толщиной в одну тысячную миллиметра – и это при том, что на  полотне не обнаружено ни следов от мазков, ни отпечатков пальцев.Об этом  сообщает Компьюлента.
Суммарная толщина всех слоев лака и краски на портретах кисти  Леонардо не превышает 30–40 мкм. Измерения провели специалисты из  лаборатории Центра исследований и реставрации музеев Франции под  руководством Филиппа Вальтера. Они осуществили рентгенофлюоресцентный  анализ семи работ Леонардо да Винчи, в том числе «Моны Лизы».
http://www.aif.ru/techno/news/62461 

