Великий психолог и философ Карл Юнг говорил: сказка – это кодовый язык, шифр нации. И если она глупит, то нарочно. Потому что должна быть общедоступной.
Сказок было бесчисленное множество. Но до нас дошли лишь те, которые прошли тщательную проверку временем. Сами посудите: если сказка тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и почти в первозданном виде дошла до нас, людей XXI века, значит, она несет в себе некое глубокое знание. А это знание, как ни парадоксально звучит, заложено в хорошо известном персонаже – Иване-дураке. Ему почему-то всегда везет. Его за что-то все любят и помогают. И ему достаются все главные призы. В том числе и красавицы царевны. Несмотря на кажущиеся безделье и легкий идиотизм. Почему? На эти вопросы отвечает кандидат филологических наук, специалист по психологии культуры Марина Князева.
– Марина Леонидовна, всякая сказка начинается с того, что герой отправляется в путь. Куда и зачем идет герой западных сказок, а куда – наш?
– Иностранный сказочный персонаж идет затем, чтобы состояться в этой жизни: получить профессию или найти клад. Это целеустремленный герой с четким вектором движения. Если кто-то попадается ему на пути, он быстро его побеждает и идет дальше к цели. Западный герой хронометрирован: все его время рассчитано так, чтобы он оказался на вершине славы и богатства. В этих сказках заложен механизм выживания западной нации – идея личного преуспевания.
Наш же герой отправляется в путь со странными задачами вроде пойти туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что. Либо найти человека глупее себя. Импульс его движения – самопознание. Наш герой всегда отвлекается по пути: то яблоне поможет сбросить плоды, то печи – освободиться от пирогов. Отсутствие целеустремленности при максимальной жалостливости – наша культурная установка.
В русских сказках стоит задача выживания не личного, а «кустового». И поэтому герой помогает всем. А затем ему помогают справиться с серьезной проблемой то медведь, то лисица, то муравей.
Глубинный смысл наших сказок такой: только соединившись, можно решить проблему. Вот вам механизм русской соборности: русский обретает свое «я» в чужой судьбе.
– Дурак – это отнюдь не характеристика умственных способностей, – продолжает Марина Леонидовна, – а прежде всего нарицательное русское народное имя. Такое же, как Мужик. И его характерная особенность – склонность к риску, вызванная наплевательским отношением к собственной персоне.
Во многих сказках братья идут выручать кого-либо. И попадают на распутье трех дорог. Умные братья выбирают самое приятное, хорошее для себя – жениться. Встречают прелестных девиц, они их кормят-поят. А в итоге сбрасывают в подвал.
У Ивана нет мысли, что он самый умный. И что он должен получить лучший кусок. Поэтому на распутье он выбирает «направо пойдешь – жизнь потеряешь». И оказывается победителем. Царевна и все царство в придачу – всего лишь побочные эффекты его движения.
Мораль: выигрывает тот, кто больше ставит на кон.
Как правило, Иван в пути встречает старичка. Тот дает ему мудрый совет, которому Иван беспрекословно следует. Это говорит о том, что Иван-дурак обладает даром слушания. Умный же сам все знает, поэтому и гибнет. Знание и сила в сказке расщеплены. Мудрость бездейственна, она накоплена или в старике, или в Царевне-лягушке, или в Коньке-Горбунке. И они передают ее Ивану. То, что выдает себя за ум, – это и есть как раз глупость.
– Всех русских богатырей тоже можно считать дураками, потому что они простодушны, как дети?
– В каком-то смысле да, ведь истинная сила по сказке бесхитростна. Вспомните, богатырь побеждает в схватке, а затем его уничтожают хитрые противники и приписывают себе его победы и получают его награды. Почему? По русской сказке так: сила и хитрость не соединяются. Тот, кто совершает подвиг, не хитрит. Это и есть разгадка формулы «почему дураку везет».
– Почему русский царь в сказках всегда немощен и глуп?
– Этим персонажем сказка поднимает ценность самостоятельности человека. Хороший – значит самостоятельный. А царь зависим от своих подданных, поэтому его все обманывают. Глупый царь инфантилен. Как капризный ребенок, он жесток, недалек и совершает нелепые поступки. Он хочет жениться на девице-красе, но сначала испробует Ивана в кипящей воде. Иван выходит красавцем, а царь сваривается. Потому что Иван прошел все трудности, которые его психически закалили. Поэтому и кипяток ему нипочем. А царь погибает, потому что сказка не любит инфантильных.
– А в другой сказке царь наказан тем, что его дочь – царевна Несмеяна. Дети тут царские при чем?
– Эта депрессивная девушка – признак наследственного вырождения всех великих царских родов мира. Почему Иван вылечивает Несмеяну? Здесь получается такой обмен – не Иван получает в приз царство и невесту, а царь получает в приз здоровые народные гены. И этот брак спасает царскую семью от вырождения, а страну – от смуты. Это скрытая форма героизма.
– Какая, на ваш взгляд, сказка актуальна сегодня?
– Сказка о правде и кривде, где два мужика поспорили о том, как правильно жить. Сначала, как водится, «социологический опрос» на дороге. Купец так отвечает: «Не обманешь – не продашь». Поп по правде тоже прожить не может. Потом мужики в путь-дорогу отправились. Тот мужик, что по кривде живет, чего-нибудь да и промыслит – то хлебца, то сальца. А правдоискатель – голодный: «Дай кусочек – я тебе все, что хочешь, отдам».
Кривдоискатель дал поесть, но товарищу за это глаз выбил, позже он так же и второго глаза лишил компаньона. А потом рассмеялся и бросил мужика на дороге. Так он доказал правоту кривды – мы в России сейчас находимся в этой точке.
Дальше покинутый и обезображенный мужик ползет в лес, встречает старика, который помогает ему прозреть и указывает дерево, на котором собираются духи. Под этим деревом правдоискатель узнает, как вылечить царскую дочь: надо принести Смоленскую икону Божией Матери, которая у одного купца на воротах висит. Наш мужик идет к купцу, честно за три года отрабатывает эту икону, вылечивает дочь, женится, становится царем. Едет он однажды в своей царской карете и видит своего соседа-кривдоискателя. Он так же беден и работает на том же поле. Наш мужик рассказывает ему свою историю. Тот бежит под то же дерево, где живут духи, и те разрывают его на части.
Мораль: по лжи можно просуществовать, но на своем же низком уровне, а для того, чтобы получить суперприз, надо большое страдание претерпеть и сохранить верность своим убеждениям.
Россия сегодня – как витязь на распутье: налево пойдешь – вернешься в советское прошлое, прямо – пойдешь по колониальному пути развития, направо – станешь самобытной державой. Но при этом выборе нельзя забывать народную мудрость сказки: чем страшнее выбор, чем больше ты готов отдать, тем больше выигрыш.
Сказок было бесчисленное множество. Но до нас дошли лишь те, которые прошли тщательную проверку временем. Сами посудите: если сказка тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и почти в первозданном виде дошла до нас, людей XXI века, значит, она несет в себе некое глубокое знание. А это знание, как ни парадоксально звучит, заложено в хорошо известном персонаже – Иване-дураке. Ему почему-то всегда везет. Его за что-то все любят и помогают. И ему достаются все главные призы. В том числе и красавицы царевны. Несмотря на кажущиеся безделье и легкий идиотизм. Почему? На эти вопросы отвечает кандидат филологических наук, специалист по психологии культуры Марина Князева.
– Марина Леонидовна, всякая сказка начинается с того, что герой отправляется в путь. Куда и зачем идет герой западных сказок, а куда – наш?
– Иностранный сказочный персонаж идет затем, чтобы состояться в этой жизни: получить профессию или найти клад. Это целеустремленный герой с четким вектором движения. Если кто-то попадается ему на пути, он быстро его побеждает и идет дальше к цели. Западный герой хронометрирован: все его время рассчитано так, чтобы он оказался на вершине славы и богатства. В этих сказках заложен механизм выживания западной нации – идея личного преуспевания.
Наш же герой отправляется в путь со странными задачами вроде пойти туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что. Либо найти человека глупее себя. Импульс его движения – самопознание. Наш герой всегда отвлекается по пути: то яблоне поможет сбросить плоды, то печи – освободиться от пирогов. Отсутствие целеустремленности при максимальной жалостливости – наша культурная установка.
В русских сказках стоит задача выживания не личного, а «кустового». И поэтому герой помогает всем. А затем ему помогают справиться с серьезной проблемой то медведь, то лисица, то муравей.
Глубинный смысл наших сказок такой: только соединившись, можно решить проблему. Вот вам механизм русской соборности: русский обретает свое «я» в чужой судьбе.
Рисковый Ваня
– Дурак – это отнюдь не характеристика умственных способностей, – продолжает Марина Леонидовна, – а прежде всего нарицательное русское народное имя. Такое же, как Мужик. И его характерная особенность – склонность к риску, вызванная наплевательским отношением к собственной персоне.
Во многих сказках братья идут выручать кого-либо. И попадают на распутье трех дорог. Умные братья выбирают самое приятное, хорошее для себя – жениться. Встречают прелестных девиц, они их кормят-поят. А в итоге сбрасывают в подвал.
У Ивана нет мысли, что он самый умный. И что он должен получить лучший кусок. Поэтому на распутье он выбирает «направо пойдешь – жизнь потеряешь». И оказывается победителем. Царевна и все царство в придачу – всего лишь побочные эффекты его движения.
Мораль: выигрывает тот, кто больше ставит на кон.
Как правило, Иван в пути встречает старичка. Тот дает ему мудрый совет, которому Иван беспрекословно следует. Это говорит о том, что Иван-дурак обладает даром слушания. Умный же сам все знает, поэтому и гибнет. Знание и сила в сказке расщеплены. Мудрость бездейственна, она накоплена или в старике, или в Царевне-лягушке, или в Коньке-Горбунке. И они передают ее Ивану. То, что выдает себя за ум, – это и есть как раз глупость.
– Всех русских богатырей тоже можно считать дураками, потому что они простодушны, как дети?
– В каком-то смысле да, ведь истинная сила по сказке бесхитростна. Вспомните, богатырь побеждает в схватке, а затем его уничтожают хитрые противники и приписывают себе его победы и получают его награды. Почему? По русской сказке так: сила и хитрость не соединяются. Тот, кто совершает подвиг, не хитрит. Это и есть разгадка формулы «почему дураку везет».
Что ни царь, то больной
– Почему русский царь в сказках всегда немощен и глуп?
– Этим персонажем сказка поднимает ценность самостоятельности человека. Хороший – значит самостоятельный. А царь зависим от своих подданных, поэтому его все обманывают. Глупый царь инфантилен. Как капризный ребенок, он жесток, недалек и совершает нелепые поступки. Он хочет жениться на девице-красе, но сначала испробует Ивана в кипящей воде. Иван выходит красавцем, а царь сваривается. Потому что Иван прошел все трудности, которые его психически закалили. Поэтому и кипяток ему нипочем. А царь погибает, потому что сказка не любит инфантильных.
– А в другой сказке царь наказан тем, что его дочь – царевна Несмеяна. Дети тут царские при чем?
– Эта депрессивная девушка – признак наследственного вырождения всех великих царских родов мира. Почему Иван вылечивает Несмеяну? Здесь получается такой обмен – не Иван получает в приз царство и невесту, а царь получает в приз здоровые народные гены. И этот брак спасает царскую семью от вырождения, а страну – от смуты. Это скрытая форма героизма.
О правде и кривде
– Какая, на ваш взгляд, сказка актуальна сегодня?
– Сказка о правде и кривде, где два мужика поспорили о том, как правильно жить. Сначала, как водится, «социологический опрос» на дороге. Купец так отвечает: «Не обманешь – не продашь». Поп по правде тоже прожить не может. Потом мужики в путь-дорогу отправились. Тот мужик, что по кривде живет, чего-нибудь да и промыслит – то хлебца, то сальца. А правдоискатель – голодный: «Дай кусочек – я тебе все, что хочешь, отдам».
Кривдоискатель дал поесть, но товарищу за это глаз выбил, позже он так же и второго глаза лишил компаньона. А потом рассмеялся и бросил мужика на дороге. Так он доказал правоту кривды – мы в России сейчас находимся в этой точке.
Дальше покинутый и обезображенный мужик ползет в лес, встречает старика, который помогает ему прозреть и указывает дерево, на котором собираются духи. Под этим деревом правдоискатель узнает, как вылечить царскую дочь: надо принести Смоленскую икону Божией Матери, которая у одного купца на воротах висит. Наш мужик идет к купцу, честно за три года отрабатывает эту икону, вылечивает дочь, женится, становится царем. Едет он однажды в своей царской карете и видит своего соседа-кривдоискателя. Он так же беден и работает на том же поле. Наш мужик рассказывает ему свою историю. Тот бежит под то же дерево, где живут духи, и те разрывают его на части.
Мораль: по лжи можно просуществовать, но на своем же низком уровне, а для того, чтобы получить суперприз, надо большое страдание претерпеть и сохранить верность своим убеждениям.
Россия сегодня – как витязь на распутье: налево пойдешь – вернешься в советское прошлое, прямо – пойдешь по колониальному пути развития, направо – станешь самобытной державой. Но при этом выборе нельзя забывать народную мудрость сказки: чем страшнее выбор, чем больше ты готов отдать, тем больше выигрыш.