Древний ритуал, с помощью которого жители Месопотамии боролись с колдунами и ведьмами, восстановлен. Также ученые выяснили, как зародились истоки охоты на ведьм. Ниже приведена полная версия экзорцизма.
Примерно 3 000 лет назад правители и знать Месопотамии уже боялись, что ведьмы и колдуны могут им серьезно навредить. Согласно древним источникам, в те времена считалось, что ведьмы магическими действиями наносят окружающим людям вред. Речь идет об обряде насылания порчи: ведьмы якобы «умели делать изображения (фигурки), имеющие сходство с их жертвой, а затем выкручивали им конечности, и человек испытывал сильнейшие боли и заболевал», — рассказал профессор Цви Абуш (Tzvi Abusch) из Университета имени Брандейса. По другой легенде, «колдунья могла даже вскрыть могилу и положить изображение своей жертвы в саван мертвеца».
Правители Месопотамии так боялись подобного колдовства, что на свет появился тщательно разработанный ритуал, называемый маклу (maqlu, «сожжение»), помогающий отвести угрозу от потенциальной жертвы. Этот обряд существовал в Месопотамии с начала первого тысячелетия до н.э. и исчез незадолго до начала нашей эры.
Обряд проводила группа экзорцистов, которые назывались асипу (asipu). В ранней версии эта церемония состояла всего из 10 заклинаний, и к ней приступали ранним утром. Со временем она изменилась и в конце насчитывала уже около 100 заклинаний. Таинственный обряд начинали ночью, а заканчивали с рассветом. Таблички с описанием маклу археологи находили в Ниневии, Ассуре (Ашшуре), Уруке и во многих других месопотамских городах.
«В большинстве случаев заклинания и ритуалы маклу были направлены против колдунов и ведьм. Церемония должна была нейтрализовать и даже рассеять злые чары. Асипу надеялись защитить “клиента”, а также наказать и ослабить силы того, кто хотел причинить зло», — объяснил профессор.
Абуш изучал таблички с описанием ритуала маклу 40 лет. Он рассказал, что эти записи «долгое время считались беспорядочной коллекцией материалов по колдовству, однако несколько лет назад я сделал важное открытие, которое помогло понять суть маклу. Оказалось, что на табличках описан единый и весьма сложный обряд». Исследователь смог собрать воедино всю информацию об этой церемонии и перевести все имеющиеся в распоряжении ученых источники, в которых говорится о маклу. Результаты своих исследований Абуш недавно представил в Университете Торонто.
Таблички и легенды о ведьмах свидетельствуют, что правители и знать Месопотамии считали, что подвергаются реальной угрозе. Но были ли эти рассказы правдой или ведьм преследовали совсем по другим причинам? «Такое отношение к колдовству было связано с тем, что ответственность за страдания какого-либо человека переносилась с самого больного на кого-то другого», — объяснил Абуш.
Само по себе использование магии не могло сделать колдунов изгоями в древнем обществе. «В отличие от традиций более поздних западных сообществ, в Месопотамии магия считалась вполне законным занятием, была частью местной религии», — добавил профессор. По мнению исследователя, колдуны и ведьмы сначала воспринимались нейтрально, то есть могли быть и плохими, и хорошими.
Также в источниках сохранились сведения, что колдовством в основном занимались женщины. Асипу же, наоборот, преимущественно были мужчинами. Возможно, это в некоторой степени повлияло на начало «охоты на ведьм». «Я думаю, именно асипу способствовали превращению женщин-ведуний, которые прежде считались как хорошими, так и плохими, исключительно в плохих», — объяснил Абуш. Усилия асипу, несомненно, увенчались успехом. И это отразилось в формулировках их заклинаний:
Сначала, когда для изгнания злых чар требовалось всего 10 заклинаний, церемония проходила утром и состояла из четырех основополагающих действий: ведьма осуждалась перед богом Солнца Самасом, потом ее изображение сжигалось, затем несгоревшие фрагменты заливали водой и, наконец, уничтожали все, что осталось. В обряде принимали участие два человека – сам асипу и его «пациент». Так как обычно они не знали, кто из людей был колдуном или ведьмой, то они делали абстрактную фигурку, которая должна была изображать их.
«Поднимая эту фигурку к солнцу, истец объявлял, что изображение, которое он держит в руках, представляет собой ведьму, которая применила свое магическое искусство против него и несправедливо нанесла ему обиду. Затем фигурку поджигали и клали в жаровню», — рассказал Абуш.
На первом этапе обряда на помощь призывался Нуску, бог огня и света, чтобы тот защитил жертву и оказал противодействие колдунье:
После призыва Наску говорящий кидал изображение колдуна или ведьмы в огонь:
Затем асипу принимался за нейтрализацию колдовства и освобождение от чар жертвы «сглаза». Последнее заклинание этого этапа церемонии было особенно важно, хотя с трудом поддается переводу:
«Когда человек мешал угли в жаровне, в которой сжигалось изображение ведьмы, и огонь в последний раз разгорался, заклинатель говорил нужные слова и повторял, что все, что сделал колдун или ведьма, теперь не сделано, и что все это обернется против колдуна или ведьмы», — добавил исследователь.
На третьем этапе жаровня и несгоревшая часть «жизни колдуна или ведьмы» заливались водой. К концу этого действия ведьма или колдун считались успокоенными и превратившимися в безобидных духов.
На последнем этапе церемонии маклу было необходимо избавиться от всех несгоревших фрагментов фигурки ведьмы или колдуна. «На жаровню, в которой лежат обгоревшие и намокшие остатки фигурки кладут большой камень. При этом асипу выражает желание, чтобы камень держал взаперти и растер в пыль останки ведьмы или колдуна», — рассказал Абуш.
По словам Абуша, во время последнего заклинания «делается круг из цветов, и говорящий приказывает духам уйти и молит их никогда не возвращаться».
«Пепел из жаровни выбрасывали за ворота, чтобы ведьмы и колдуны оказались отделены от всего остального сообщества людей», — добавил профессор.
Позднее церемония видоизменилась: она включала в себя уже около 100 заклинаний и шла всю ночь до рассвета. Обряд проводили только в месяц Абу (июль-август), в то время, когда, как считалось, духи могли свободно перемещаться между загробным и реальным миром. Во время такой церемонии произносили многочисленные заклинания, сжигали фигурки, окуривали их, обмывали их водой и так далее. Начинался обряд со следующих слов:
А утром, с восходом солнца, ритуал заканчивался таким заклинанием:
«В ходе этого обряда человек не только очищался от зла, церемония также была актом наказания и мести, так как должна была вернуть причиненное зло тому, кто первым наслал его на жертву», — подвел итог Абуш.
О, Самас (Бог Солнца), вот изображения моего колдуна;
Вот изображения моей колдуньи…
Ты, Самас-судья, знаешь их, но я их не знаю.
Вот они, вот их изображения.
Так как их здесь нет, то я поднимаю вверх их изображения.
Ты, Самас-судья… сокруши их, чтобы я не был опозорен.
Примерно 3 000 лет назад правители и знать Месопотамии уже боялись, что ведьмы и колдуны могут им серьезно навредить. Согласно древним источникам, в те времена считалось, что ведьмы магическими действиями наносят окружающим людям вред. Речь идет об обряде насылания порчи: ведьмы якобы «умели делать изображения (фигурки), имеющие сходство с их жертвой, а затем выкручивали им конечности, и человек испытывал сильнейшие боли и заболевал», — рассказал профессор Цви Абуш (Tzvi Abusch) из Университета имени Брандейса. По другой легенде, «колдунья могла даже вскрыть могилу и положить изображение своей жертвы в саван мертвеца».
Правители Месопотамии так боялись подобного колдовства, что на свет появился тщательно разработанный ритуал, называемый маклу (maqlu, «сожжение»), помогающий отвести угрозу от потенциальной жертвы. Этот обряд существовал в Месопотамии с начала первого тысячелетия до н.э. и исчез незадолго до начала нашей эры.
Обряд проводила группа экзорцистов, которые назывались асипу (asipu). В ранней версии эта церемония состояла всего из 10 заклинаний, и к ней приступали ранним утром. Со временем она изменилась и в конце насчитывала уже около 100 заклинаний. Таинственный обряд начинали ночью, а заканчивали с рассветом. Таблички с описанием маклу археологи находили в Ниневии, Ассуре (Ашшуре), Уруке и во многих других месопотамских городах.
«В большинстве случаев заклинания и ритуалы маклу были направлены против колдунов и ведьм. Церемония должна была нейтрализовать и даже рассеять злые чары. Асипу надеялись защитить “клиента”, а также наказать и ослабить силы того, кто хотел причинить зло», — объяснил профессор.
Абуш изучал таблички с описанием ритуала маклу 40 лет. Он рассказал, что эти записи «долгое время считались беспорядочной коллекцией материалов по колдовству, однако несколько лет назад я сделал важное открытие, которое помогло понять суть маклу. Оказалось, что на табличках описан единый и весьма сложный обряд». Исследователь смог собрать воедино всю информацию об этой церемонии и перевести все имеющиеся в распоряжении ученых источники, в которых говорится о маклу. Результаты своих исследований Абуш недавно представил в Университете Торонто.
За что преследовали колдунов и ведьм
Таблички и легенды о ведьмах свидетельствуют, что правители и знать Месопотамии считали, что подвергаются реальной угрозе. Но были ли эти рассказы правдой или ведьм преследовали совсем по другим причинам? «Такое отношение к колдовству было связано с тем, что ответственность за страдания какого-либо человека переносилась с самого больного на кого-то другого», — объяснил Абуш.
Само по себе использование магии не могло сделать колдунов изгоями в древнем обществе. «В отличие от традиций более поздних западных сообществ, в Месопотамии магия считалась вполне законным занятием, была частью местной религии», — добавил профессор. По мнению исследователя, колдуны и ведьмы сначала воспринимались нейтрально, то есть могли быть и плохими, и хорошими.
Также в источниках сохранились сведения, что колдовством в основном занимались женщины. Асипу же, наоборот, преимущественно были мужчинами. Возможно, это в некоторой степени повлияло на начало «охоты на ведьм». «Я думаю, именно асипу способствовали превращению женщин-ведуний, которые прежде считались как хорошими, так и плохими, исключительно в плохих», — объяснил Абуш. Усилия асипу, несомненно, увенчались успехом. И это отразилось в формулировках их заклинаний:
Рассмотри мое дело, вынеси приговор!
Сожги колдуна и ведьму!
Уничтожь моих врагов, истреби моих притеснителей!
Пусть твой ярко-красный огонь сокрушит их!
Пусть им наступит конец как струйке воды, льющейся из бурдюка!
Короткая церемония маклу
Сначала, когда для изгнания злых чар требовалось всего 10 заклинаний, церемония проходила утром и состояла из четырех основополагающих действий: ведьма осуждалась перед богом Солнца Самасом, потом ее изображение сжигалось, затем несгоревшие фрагменты заливали водой и, наконец, уничтожали все, что осталось. В обряде принимали участие два человека – сам асипу и его «пациент». Так как обычно они не знали, кто из людей был колдуном или ведьмой, то они делали абстрактную фигурку, которая должна была изображать их.
«Поднимая эту фигурку к солнцу, истец объявлял, что изображение, которое он держит в руках, представляет собой ведьму, которая применила свое магическое искусство против него и несправедливо нанесла ему обиду. Затем фигурку поджигали и клали в жаровню», — рассказал Абуш.
Божественная помощь и сожжение
На первом этапе обряда на помощь призывался Нуску, бог огня и света, чтобы тот защитил жертву и оказал противодействие колдунье:
Колдун околдовал меня; заколдуй его так же, как он заколдовал меня,
Ведьма околдовала меня; заколдуй ее так же, как она заколдовала меня…
После призыва Наску говорящий кидал изображение колдуна или ведьмы в огонь:
Я поднимаю факел и сжигаю их фигурки,
Фигурки демона, духа, соглядатая, призрака…
Затем асипу принимался за нейтрализацию колдовства и освобождение от чар жертвы «сглаза». Последнее заклинание этого этапа церемонии было особенно важно, хотя с трудом поддается переводу:
[Эа (теперь) свободен] от уз, которыми ты его связал(а),
[Асаллухи (теперь) освобожден] от изображения, которое ты скрутил(а) и заковал(а),
Узел, который ты связал(а) против меня, участь, [которую ты уготовил(а) против меня]
Пусть полыхает Гирра [и с помощью ветра все унесет]…
«Когда человек мешал угли в жаровне, в которой сжигалось изображение ведьмы, и огонь в последний раз разгорался, заклинатель говорил нужные слова и повторял, что все, что сделал колдун или ведьма, теперь не сделано, и что все это обернется против колдуна или ведьмы», — добавил исследователь.
Вода и камень
На третьем этапе жаровня и несгоревшая часть «жизни колдуна или ведьмы» заливались водой. К концу этого действия ведьма или колдун считались успокоенными и превратившимися в безобидных духов.
Мои уста – вода, твои уста – огонь:
Пусть мои уста потушат твои уста,
Пусть проклятие моих уст уничтожит проклятие твоих уст,
Пусть мое сердце уничтожит твое сердце!
На последнем этапе церемонии маклу было необходимо избавиться от всех несгоревших фрагментов фигурки ведьмы или колдуна. «На жаровню, в которой лежат обгоревшие и намокшие остатки фигурки кладут большой камень. При этом асипу выражает желание, чтобы камень держал взаперти и растер в пыль останки ведьмы или колдуна», — рассказал Абуш.
Пусть гора накроет тебя,
Путь гора удержит тебя,
Пусть гора усмирит тебя,
Пусть гора спрячет тебя,
Пусть гора скроет тебя от глаз,
Пусть гора прогонит тебя,
Пусть гора превратит тебя в пыль…
По словам Абуша, во время последнего заклинания «делается круг из цветов, и говорящий приказывает духам уйти и молит их никогда не возвращаться».
Убирайся, убирайся, прочь, прочь,
Уходи, уходи, исчезни, исчезни!
Уходи, исчезни, убирайся, прочь!
«Пепел из жаровни выбрасывали за ворота, чтобы ведьмы и колдуны оказались отделены от всего остального сообщества людей», — добавил профессор.
Длинная церемония маклу
Позднее церемония видоизменилась: она включала в себя уже около 100 заклинаний и шла всю ночь до рассвета. Обряд проводили только в месяц Абу (июль-август), в то время, когда, как считалось, духи могли свободно перемещаться между загробным и реальным миром. Во время такой церемонии произносили многочисленные заклинания, сжигали фигурки, окуривали их, обмывали их водой и так далее. Начинался обряд со следующих слов:
Я взываю к вам, боги Ночи,
Вместе с вами я взываю к Ночи, невесте в покрывале,
Я взываю к вам, Сумерки, Полночь и Рассвет…
А утром, с восходом солнца, ритуал заканчивался таким заклинанием:
На рассвете мои руки омыты,
Пусть благоприятное начало начнет (новый день) для меня,
Пусть счастье и хорошее здоровье всегда сопровождают меня,
К чему бы я ни стремился, пусть я это достигну…
«В ходе этого обряда человек не только очищался от зла, церемония также была актом наказания и мести, так как должна была вернуть причиненное зло тому, кто первым наслал его на жертву», — подвел итог Абуш.
Все «заклинания» переведены Infox.ru с английского перевода профессора Абуша.