В 2009 году в рамках проекта «Blue Horizons» Центром Стратегии и Технологии (CSAT) Университета ВВС США был проведен ряд исследований по анализу тенденций развития экономической и военной мощи ведущих государств мира. Основная цель исследований – выявить зарождение новых угроз национальной безопасности США и спрогнозировать возможные действия со стороны руководства, в частности, военно-воздушных сил США, направленных на минимизацию возможного ущерба от их реализации.
Среди стран, потенциал которых был оценен экспертами ВВС США, особый интерес представляют оценки и выводы, сделанные ими в отношении России. Эксперты ВВС США подчеркивают, что, если прошедшее столетие было «Американским веком», то столетие текущее будет «Веком Азии». Россия, же географически расположенная на рубеже Запада и Востока органически вписывается в начавшиеся глобальные трансформационные процессы передела сфер влияния геополитических центров силы.
Говоря о России, американские военные эксперты подчеркивают, что на своем долгом историческом пути эта страна часто становилась полем глубоких трансформаций, приводивших к кардинальному изменению жизненного уклада. Однако, всякий раз Россия возрождалась, вырываясь, зачастую, далеко вперед в геополитической гонке лидеров цивилизации. Говоря о перспективах России к 2030 году, авторы подчеркивают, что разведсообщество США в недалеком прошлом уже допустило серьезную ошибку, недооценив в начале 2000 годов скрытый потенциал возрождения России.
Сегодня США приходится считаться с тем, что эта страна, выбравшая свой путь развития, равноудаленный от западной демократии и азиатского авторитаризма, к 2030 году вновь будет представлять серьезную угрозу национальным интересам США в мире.
Оценивая геополитические тенденции, эксперты ВВС США подчеркивают, что Россия к 2030 году возродиться в качестве мощной региональной державы, обогнав по темпам развития экономики многие западные страны. Основу российской экономики, как и сегодня, будут составлять добывающие отрасли, хотя иные составляющие экономической мощи также получат развитие.
Планируя собственную внешнюю политику, Россия будет исходить именно из собственного регионального геополитического статуса, сосредоточившись на обеспечении безопасного доступа на мировой рынок энергоресурсов. Исходя из этого приоритета, ключевые интересы страны сосредоточатся в Восточной Европе, странах СНГ и в Средней Азии.
Говоря о возможных сценариях развития российской государственности к 2030 году, авторами отмечается, что наименее вероятный сценарий — неудавшееся государство. У России все еще сохраняются обширные экономические ресурсы газа, нефти, древесины, драгоценных металлов, которые будут служить буфером, страхующим от серьезных социальных волнений и связанными с ними политическими изменениями. Таким образом, даже сталкиваясь с необузданной коррупцией и большими демографическими проблемами, очень маловероятно, что российская экономика полностью разрушится уже к 2030 году. Интересно отметить такое замечание авторов доклада – В.Путин обладает уникальной способностью подбирать преемников и перетягивать на свою сторону общественное мнение в стране благодаря мерам социальной поддержки, что вместе с мощной сырьевой базой позволяет России уклониться от предсказывавшегося ранее сценария скатывания к неудавшемуся государству.
Вероятность формирования в России демократического государства только немного выше, чем вероятность скатывания к неудавшемуся государству. Вся многотысячелетняя история русского государства противится насаждению в этой стране ростков демократии. Именно поэтому говорить о возможности демократизации российского общества даже в среднесрочной перспективе не имеет смысла. Даже приход к власти президента Дмитрия Медведева не изменил ситуацию. Полная демократизация России потребовала бы основного культурного сдвига среди российского населения и революционного изменения политической структуры всего общества.
Наиболее вероятная структура власти в России – это некая, национально специфическая форма авторитарного руководства. Китайская модель руководства в этом плане кажется наиболее вероятным результатом развития государственности в России, где реализовано сильное центральное госуправление и политическая власть, в то время как экономическая сфера отдана в частные руки.
Восстановление инфраструктуры займет много времени. За следующие три-пять лет только ограниченные успехи будут сделаны в модернизации инфраструктуры, да и все эти действия сосредоточатся только в одном секторе — сырьевом. Только спустя десть лет аналитики ожидают начало возрождения иных инфраструктурных отраслей российской экономики. Для России эти изменения будут значительными, хотя в сравнении с достижениями таких стран как Индия и Китай они будут мизерными.
Изменения в экономике найдут свое отражение и в финансировании оборонных отраслей. Более высокие расходы на оборону, которые Россия сможет себе позволить к 2030 году, значительно увеличат военную мощь России, однако все равно они будут недостаточными для обеспечения глобальной проекции силы, что также будет способствовать формированию России как регионального центра силы.
Тем не менее, коррупция, наличие внутренней оппозиции и нехватка способности к оперативной изменчивости в быстро изменяющемся мире будут иметь негативные последствия, и к середине 21 века Россию вновь постигнут серьезные неудачи. Однако все эти тенденции займут десятилетия, но это уже выходит за рамки предпринятого исследования. В рамках же проводимого исследования авторы отмечают, что к 2030 году Россия уже достигнет или вплотную подойдет к достижению пика своего текущего возрождения. Важно то, что к этому времени Россия станет обладать значительной силой, и в этой связи Соединенные Штаты столкнуться с серьезными трудностями, которые должны будут преодолеть.
В течение прошлого десятилетия значительная доля геополитической силы России связывалась с ее ядерными силами и местом постоянного члена Совета Безопасности ООН. К 2030 Россия станет обладать еще и существенной экономической мощью. Кроме того, государственный контроль над большой частью экономики позволит оживить армию (прежде всего войска общего назначения) и, соответственно, способность проецировать традиционную военную силу в регионах влияния — Восточной Европе, на Кавказе и в Средней Азии. Таким образом, по мнению авторов исследования, к рассматриваемому сроку Россия станет обладать всеми тремя элементами национальной власти, что позволит ей укрепиться в качестве региональной державы. Вместе с тем, недостаточное технологическое развитие и недостаточный военный бюджет существенно снизят ее способности к глобальному проецированию военной силы.
Даже учитывая возможный значительный прогресс во всех компонентах военной реформы, трудно предположить, что Россия к 2030 году вновь станет обладать армией эквивалентной по мощи советской. В лучшем случае российская армия к этому сроку станет играть существенную роль в качестве региональной силы. Однако неспособность к глобальной проекции силы не снижает способности России выстроить современную систему национальной обороны. В этой связи только сложная демографическая ситуация может помешать реализации проекта создания мощной системы обороны.
К рассматриваемому времени Россия будет неспособна достигнуть военного паритета с Соединенными Штатами по двум причинам. Во-первых, несмотря на значительный экономический рост, Россия не сможет позволить себе существенные отчисления в оборонный бюджет. Во-вторых, российским военным сегодня приходится осуществлять реформу армии, находящейся в удручающем положении в силу систематического недофинансирования в предыдущие двадцать лет.
Однако, как подчеркивают эксперт ВВС США, русские все еще обладают уникальными способностями к ассиметричному ответу. Прежде всего, Россия по-прежнему обладает мощным ядерным оружием, а также надежными средствами доступа в космическое пространство. К 2030 году эти системы и средства будут играть существенную роль в формировании военного потенциала России.
Эксперты полагаю, что Россия, основываясь на своем вековом опыте «возрождения из пепла» и использования военной хитрости, вновь может преподать армии США урок, реализовав ряд уникальных ассиметричных механизмов противодействия военной силе США.
В частности, эксперты отмечают, что текущее плачевное состояние российской военной авиации (причем всех ее составляющих: самолетов, наземной инфраструктуры и личного состава), а также нынешнее стремление власти к развитию таких областей как электроника и нанотехнологии, могут дать России шанс выстроить принципиально новую воздушную компоненту основанную на боевых беспилотных платформах. Даже сегодня в России есть многое для реализации этой идеи, а в будущем недостающие компоненты могут быть легко реализованы.
Такой проект существенно снизит расходы России на содержание сложной и дорогостоящей инфраструктуры обеспечения действий традиционной авиации. Кроме того, существенно снизятся требования к личному составу авиационных частей. Что крайне важно для России в виду сложной демографической ситуации.
Аналитики также указывают, что анализ последних событий в Эстонии и Грузии выявляет еще одну сферу интереса российского военного руководства – доминирование в киберпространстве.
Безусловно, каждая из этих идей требует серьезного подхода к реализации и времени, что в нынешних российских условиях, практически, невозможно. Однако, особо подчеркивают американские военные специалисты, – не надо забывать феномен русского «Спутника», когда страна, разрушенная войной, смогла в кратчайшие сроки не только догнать США.
Таким образом, по мнению военных экспертов ВВС США, Россия 2030 года – это по-прежнему поставщик ресурсов на мировой рынок, причем равноудаленная от Запада или Востока. Военная сила России, сосредоточена вокруг обеспечения ее роли как поставщика ресурсов – это защита месторождений и путей транспортировки ресурсов. Страна будет обладать значительной региональной властью с точки зрения обычного военного потенциала с существенно ограниченными глобальными экспедиционными возможностями.
Вооруженные силы России будут значительно меньшими по численности, но более способными к решению новых задач, с подготовленным кадровым составом и сложными технически-совершенными системами вооружения. Русские военные будут иметь способность проектировать военную силу в зоне традиционного российского влияния — Восточная Европа, СНГ и Средняя Азия. Однако способности к глобальному проектированию силы будут существенно утрачены.
С тем, чтобы хотя бы частично восстановить способность к глобальному проецированию военной силы Россия будет стремиться к сохранению глобальной досягаемости через свои ядерные силы и развитие передовых стратегических технологий обеспечения беспрепятственного доступа в космическое пространство. Также Россия будет активно развивать силы и средства информационного противоборства, что даст возможность проводить масштабные операции и в информационном пространстве.
Эксперты ВВС США полагают, что к 2030 году военная авиация России пойдет по пути повсеместного использования беспилотных летательных аппаратов. Уровень развития российских технологий позволит создавать неприхотливые беспилотники, боевые варианты которых будут вооружены твердотельными лазерами или микроволновым оружием – именно в этих областях развития современного бортового вооружения Россия все еще сохраняет приоритет. Эксперты полагают, что традиционная авиация все еще будет сохраняться на поле боя, но России сегодня нет смысла активно инвестировать средства в создание машин пятого или шестого поколений, так как сопутствующие затраты и стоящие перед российской армией задачи не окупятся для растущей российской экономики. К 2030 году около 70 процентов авиации России станет беспилотной. Возросшая роль беспилотных летательных аппаратов потребует переосмысления роли и места авиационных средств поражения на поле боя. В первую очередь будут поставлены на повестку дня новые задачи для систем противовоздушной обороны.
В 2030 способность России работать в космосе будет наравне с аналогичной способностью США и существенно выше таковой у Китая. В военном отношении, русские будут реализовывать агрессивную программу доминирования в космосе, так как она позволит компенсировать им недостаток стратегического потенциала проектирования военной силы на земле и в воздухе. Эксперты полагают, что русские развернут в космосе свои собственные сети коммуникации и навигационных спутников. Сети будут создаваться с избыточными мощностями на основе лазерных межспутниковых каналов, что позволит с одной стороны – обеспечить потребности военных, а с другой – получить дополнительное финансирование военных разработок за счет реализации излишков мощностей по рыночным ценам.
Помимо этих традиционных направлений, русские будут активно развивать направление, связанное с созданием мини и микроспутников (особенно, учитывая нынешние инвестиции в нанотехнологии). Стимулом к развитию малых спутников для России является и отсутствие приемлемых точек запуска для тяжелых ракет-носителей.
Создаваемые микроспутники будут запускаться в очень больших количествах с использованием как воздушных, морских так и мобильных наземных стартовых комплексов.
Спутники будут оснащаться полным спектром современных датчиков, что позволит создавать современные системы разведки, управления и связи. Дополнительно эти микроспутники дадут возможность полностью контролировать ситуацию в околоземном пространстве. Понимание значимости мини и микроспутников, а также создание полного цикла их производства и запуска будет играть важную роль в развитии стратегии российских космических операций.
Важным направлением развития мини и микроспутников станет создание на их основе противоспутникового оружия, что позволит России в угрожаемый период добиваться превосходства в космосе. Кроме того, в систему противоспутниковой обороны будут включены и элементы наземного базирования – большинство современных российских комплексов ПВО разрабатываются с возможностью использования их в качестве противоспутникового оружия для борьбы с низкоорбитальными спутниками противника.
Одним из важнейших аспектов будущей космической силы России станет ее способность к восстановлению численности в результате понесенных потерь. Исторически, русские всегда оказывались быстрее при решении задач в космосе. Обладая большим количеством традиционных средств запуска (наземных, воздушных, морских), русские смогут в короткие сроки создавать, а при необходимости и наращивать орбитальные группировки, состоящие из мини и микроспутников.
Вторым значимым направлением развития ассиметричных средств станет информационное противоборство. Россия обладает значительным потенциалом высокообразованных специалистов в области компьютерных технологий. Противодействие системам управления войсками — дешевый и эффективный способ получить стратегические эффекты с минимальными инвестициями, низкими требованиями к трудовым ресурсам, и относительно простой реализацией.
Эксперты полагают, что к 2030 году российские военные поставят средства информационного противодействия в ряд с наиболее мощными системами вооружения и военной техники. Средства ведения компьютерной войны позволят России отчасти компенсировать ее недостатки в способностях глобального проецирования военной силы.
Таким образом, в области милитаризации информационного пространства американские эксперты ставят Россию на второе после Китая место.
Одним из достоинств российской военной школы является способность выстраивать эшелонированную оборону. Именно эта способность позволит России создать нечто подобное и в информационном пространстве. Причем такая система информационной защиты будет охватывать не только элементы военной инфраструктуры и государственного управления, но и системы управления в критических отраслях экономики – прежде всего в нефтегазовой сфере.
Подводя некоторый итог и обобщая сделанные выводы, американские эксперты констатируют, что Россия будет представлять для США серьезную угрозу. Особенно это касается способности русских формировать ассиметричные ответы на возникающие угрозы.
Доступный сегодня научно-технический потенциал, который будет развит к 2030 году по целому ряду вопросов, позволит русским получить ассиметричный ответ дорогостоящим американским системам, что сделает их оборону весьма эффективной, хотя и не позволит им реализовывать экспансионистские проекты на глобальном уровне.
ImpCommiss: Не стоит слишком обольщаться от таких, удовлетворяющих наше самодовольство, прогнозов американских экспертов. В первую очередь, по трем основным причинам:
1. Западное прогнозирование в отношении России всегда отличалось искусственным преувеличением потенциала России (в первую очередь, всегда переоценивалось прагматичное мышление, стратегические планы и политическая воля Кремля), как и угроз исходящих от неё. Зачем? По многим причинам.
Это и неоправданное наращивание своего ВПК (на деле используемого в будущем для запугивания третьих стран и ведения агрессивных войн, ну и конечно накармливание военно-промышленной корпоратократии – куда без этих влиятельнейших лоббистов?). Это и оправдание/обоснование своей "ответной" экспансионистской политики, выставленной в благом свете, как вынужденную защитную реакцию. Это и запугивание своих союзников, для их более послушной консолидации вокруг "защитника" Вашингтона и терпеливом проглатывании его действий. Это и поддерживание векового образа врага, для того же американского народа, готовом всё простить властям ради своей безопасности, образ врага, который имеет все атрибуты для полновесного противника Западной цивилизации (не только по экономическим, военным и политическим критериям, но и по психологическим – укорененным предрассудкам в менталитете западного человека по отношению к восточному северному медведю).
2. Делается это и для более усиленного давления (в самых разных проявлениях) на Россию – в бόльшей мере, нежели этого требуют действительно национальные интересы США. Т.е. не сдерживать, не обороняться, а наступать и разрушать Россию.
3. Ну и наконец, последняя основная причина по которой России предсказывают большое и опасное для США будущее – пыль в глаза самому Кремлю и его оболваненному народу, дабы потешить их самолюбие и убедить в правильности выбранного ими пути.
Напомню, как при Горбачеве неоднократно использовали подобную тактику, когда расхваливали его "гласные" и пр. реформы, которые якобы должны были принести невиданные прогрессивные плоды для Союза, и когда делали доклады якобы для внутреннего пользования (на самом деле для советской номенклатуры), в которых как расхваливалась СОИ-ПРО, так и "разоблачалось" якобы весьма плачевное "на самом деле" состояние СССР (после чего в Кремле стали отталкиваться и судить о всём по американским докладам, нежели внимая своим отечественным экспертам, утверждающих обратное). Одним словом – провокация.
Т.е. дай знать врагу чего ты якобы боишься больше всего, и он непременно начнет это самое делать.
Впрочем, не исключено даже, что во всём этом есть и доля искренних опасений возрождения России, ведь как известно, у страха глаза велики.
А вот теперь представьте, какое ожидало бы в действительности будущее Россию, Америку и весь остальной мир, если бы Кремль «принял на вооружение» план Максима Калашникова и Ко – т.е. сместил центр тяжести отечественной экономики с сырьевой базы сделав ударение на форсированное внедрение высокотехнологичных прорывных инноваций, которых в России пруд пруди, модернизировал бы жизненно важную для России инфраструктуру (в первую очередь, телекоммуникационную и транспортную), вырубил бы под корень коррупцию не только поедающую бюджетные средства, но и пресекающий всякий прогресс, да обеспечил бы Россию критически необходимой дешевой энергий, привлекательной национальной идеей и не менее значительной программой урбанизации.
Вот тогда мало какой устрашающий прогноз можно было бы назвать переоценкой, и это были бы не просто пустые спекулятивные запугивания... это была бы жестокая, по отношению к Западу, и суровая действительность...
Среди стран, потенциал которых был оценен экспертами ВВС США, особый интерес представляют оценки и выводы, сделанные ими в отношении России. Эксперты ВВС США подчеркивают, что, если прошедшее столетие было «Американским веком», то столетие текущее будет «Веком Азии». Россия, же географически расположенная на рубеже Запада и Востока органически вписывается в начавшиеся глобальные трансформационные процессы передела сфер влияния геополитических центров силы.
I. Будущее России по версии аналитиков ВВС США
Говоря о России, американские военные эксперты подчеркивают, что на своем долгом историческом пути эта страна часто становилась полем глубоких трансформаций, приводивших к кардинальному изменению жизненного уклада. Однако, всякий раз Россия возрождалась, вырываясь, зачастую, далеко вперед в геополитической гонке лидеров цивилизации. Говоря о перспективах России к 2030 году, авторы подчеркивают, что разведсообщество США в недалеком прошлом уже допустило серьезную ошибку, недооценив в начале 2000 годов скрытый потенциал возрождения России.
Сегодня США приходится считаться с тем, что эта страна, выбравшая свой путь развития, равноудаленный от западной демократии и азиатского авторитаризма, к 2030 году вновь будет представлять серьезную угрозу национальным интересам США в мире.
Оценивая геополитические тенденции, эксперты ВВС США подчеркивают, что Россия к 2030 году возродиться в качестве мощной региональной державы, обогнав по темпам развития экономики многие западные страны. Основу российской экономики, как и сегодня, будут составлять добывающие отрасли, хотя иные составляющие экономической мощи также получат развитие.
Планируя собственную внешнюю политику, Россия будет исходить именно из собственного регионального геополитического статуса, сосредоточившись на обеспечении безопасного доступа на мировой рынок энергоресурсов. Исходя из этого приоритета, ключевые интересы страны сосредоточатся в Восточной Европе, странах СНГ и в Средней Азии.
Говоря о возможных сценариях развития российской государственности к 2030 году, авторами отмечается, что наименее вероятный сценарий — неудавшееся государство. У России все еще сохраняются обширные экономические ресурсы газа, нефти, древесины, драгоценных металлов, которые будут служить буфером, страхующим от серьезных социальных волнений и связанными с ними политическими изменениями. Таким образом, даже сталкиваясь с необузданной коррупцией и большими демографическими проблемами, очень маловероятно, что российская экономика полностью разрушится уже к 2030 году. Интересно отметить такое замечание авторов доклада – В.Путин обладает уникальной способностью подбирать преемников и перетягивать на свою сторону общественное мнение в стране благодаря мерам социальной поддержки, что вместе с мощной сырьевой базой позволяет России уклониться от предсказывавшегося ранее сценария скатывания к неудавшемуся государству.
Вероятность формирования в России демократического государства только немного выше, чем вероятность скатывания к неудавшемуся государству. Вся многотысячелетняя история русского государства противится насаждению в этой стране ростков демократии. Именно поэтому говорить о возможности демократизации российского общества даже в среднесрочной перспективе не имеет смысла. Даже приход к власти президента Дмитрия Медведева не изменил ситуацию. Полная демократизация России потребовала бы основного культурного сдвига среди российского населения и революционного изменения политической структуры всего общества.
Наиболее вероятная структура власти в России – это некая, национально специфическая форма авторитарного руководства. Китайская модель руководства в этом плане кажется наиболее вероятным результатом развития государственности в России, где реализовано сильное центральное госуправление и политическая власть, в то время как экономическая сфера отдана в частные руки.
Восстановление инфраструктуры займет много времени. За следующие три-пять лет только ограниченные успехи будут сделаны в модернизации инфраструктуры, да и все эти действия сосредоточатся только в одном секторе — сырьевом. Только спустя десть лет аналитики ожидают начало возрождения иных инфраструктурных отраслей российской экономики. Для России эти изменения будут значительными, хотя в сравнении с достижениями таких стран как Индия и Китай они будут мизерными.
Изменения в экономике найдут свое отражение и в финансировании оборонных отраслей. Более высокие расходы на оборону, которые Россия сможет себе позволить к 2030 году, значительно увеличат военную мощь России, однако все равно они будут недостаточными для обеспечения глобальной проекции силы, что также будет способствовать формированию России как регионального центра силы.
Тем не менее, коррупция, наличие внутренней оппозиции и нехватка способности к оперативной изменчивости в быстро изменяющемся мире будут иметь негативные последствия, и к середине 21 века Россию вновь постигнут серьезные неудачи. Однако все эти тенденции займут десятилетия, но это уже выходит за рамки предпринятого исследования. В рамках же проводимого исследования авторы отмечают, что к 2030 году Россия уже достигнет или вплотную подойдет к достижению пика своего текущего возрождения. Важно то, что к этому времени Россия станет обладать значительной силой, и в этой связи Соединенные Штаты столкнуться с серьезными трудностями, которые должны будут преодолеть.
II. Российская стратегия 2030 года
В течение прошлого десятилетия значительная доля геополитической силы России связывалась с ее ядерными силами и местом постоянного члена Совета Безопасности ООН. К 2030 Россия станет обладать еще и существенной экономической мощью. Кроме того, государственный контроль над большой частью экономики позволит оживить армию (прежде всего войска общего назначения) и, соответственно, способность проецировать традиционную военную силу в регионах влияния — Восточной Европе, на Кавказе и в Средней Азии. Таким образом, по мнению авторов исследования, к рассматриваемому сроку Россия станет обладать всеми тремя элементами национальной власти, что позволит ей укрепиться в качестве региональной державы. Вместе с тем, недостаточное технологическое развитие и недостаточный военный бюджет существенно снизят ее способности к глобальному проецированию военной силы.
Даже учитывая возможный значительный прогресс во всех компонентах военной реформы, трудно предположить, что Россия к 2030 году вновь станет обладать армией эквивалентной по мощи советской. В лучшем случае российская армия к этому сроку станет играть существенную роль в качестве региональной силы. Однако неспособность к глобальной проекции силы не снижает способности России выстроить современную систему национальной обороны. В этой связи только сложная демографическая ситуация может помешать реализации проекта создания мощной системы обороны.
К рассматриваемому времени Россия будет неспособна достигнуть военного паритета с Соединенными Штатами по двум причинам. Во-первых, несмотря на значительный экономический рост, Россия не сможет позволить себе существенные отчисления в оборонный бюджет. Во-вторых, российским военным сегодня приходится осуществлять реформу армии, находящейся в удручающем положении в силу систематического недофинансирования в предыдущие двадцать лет.
Однако, как подчеркивают эксперт ВВС США, русские все еще обладают уникальными способностями к ассиметричному ответу. Прежде всего, Россия по-прежнему обладает мощным ядерным оружием, а также надежными средствами доступа в космическое пространство. К 2030 году эти системы и средства будут играть существенную роль в формировании военного потенциала России.
III. Беспилотные ВВС России, хакеры и свободный доступ в космос определят будущее российских вооруженных сил в 2030 году
Эксперты полагаю, что Россия, основываясь на своем вековом опыте «возрождения из пепла» и использования военной хитрости, вновь может преподать армии США урок, реализовав ряд уникальных ассиметричных механизмов противодействия военной силе США.
В частности, эксперты отмечают, что текущее плачевное состояние российской военной авиации (причем всех ее составляющих: самолетов, наземной инфраструктуры и личного состава), а также нынешнее стремление власти к развитию таких областей как электроника и нанотехнологии, могут дать России шанс выстроить принципиально новую воздушную компоненту основанную на боевых беспилотных платформах. Даже сегодня в России есть многое для реализации этой идеи, а в будущем недостающие компоненты могут быть легко реализованы.
Такой проект существенно снизит расходы России на содержание сложной и дорогостоящей инфраструктуры обеспечения действий традиционной авиации. Кроме того, существенно снизятся требования к личному составу авиационных частей. Что крайне важно для России в виду сложной демографической ситуации.
Аналитики также указывают, что анализ последних событий в Эстонии и Грузии выявляет еще одну сферу интереса российского военного руководства – доминирование в киберпространстве.
Безусловно, каждая из этих идей требует серьезного подхода к реализации и времени, что в нынешних российских условиях, практически, невозможно. Однако, особо подчеркивают американские военные специалисты, – не надо забывать феномен русского «Спутника», когда страна, разрушенная войной, смогла в кратчайшие сроки не только догнать США.
Таким образом, по мнению военных экспертов ВВС США, Россия 2030 года – это по-прежнему поставщик ресурсов на мировой рынок, причем равноудаленная от Запада или Востока. Военная сила России, сосредоточена вокруг обеспечения ее роли как поставщика ресурсов – это защита месторождений и путей транспортировки ресурсов. Страна будет обладать значительной региональной властью с точки зрения обычного военного потенциала с существенно ограниченными глобальными экспедиционными возможностями.
Вооруженные силы России будут значительно меньшими по численности, но более способными к решению новых задач, с подготовленным кадровым составом и сложными технически-совершенными системами вооружения. Русские военные будут иметь способность проектировать военную силу в зоне традиционного российского влияния — Восточная Европа, СНГ и Средняя Азия. Однако способности к глобальному проектированию силы будут существенно утрачены.
С тем, чтобы хотя бы частично восстановить способность к глобальному проецированию военной силы Россия будет стремиться к сохранению глобальной досягаемости через свои ядерные силы и развитие передовых стратегических технологий обеспечения беспрепятственного доступа в космическое пространство. Также Россия будет активно развивать силы и средства информационного противоборства, что даст возможность проводить масштабные операции и в информационном пространстве.
Эксперты ВВС США полагают, что к 2030 году военная авиация России пойдет по пути повсеместного использования беспилотных летательных аппаратов. Уровень развития российских технологий позволит создавать неприхотливые беспилотники, боевые варианты которых будут вооружены твердотельными лазерами или микроволновым оружием – именно в этих областях развития современного бортового вооружения Россия все еще сохраняет приоритет. Эксперты полагают, что традиционная авиация все еще будет сохраняться на поле боя, но России сегодня нет смысла активно инвестировать средства в создание машин пятого или шестого поколений, так как сопутствующие затраты и стоящие перед российской армией задачи не окупятся для растущей российской экономики. К 2030 году около 70 процентов авиации России станет беспилотной. Возросшая роль беспилотных летательных аппаратов потребует переосмысления роли и места авиационных средств поражения на поле боя. В первую очередь будут поставлены на повестку дня новые задачи для систем противовоздушной обороны.
В 2030 способность России работать в космосе будет наравне с аналогичной способностью США и существенно выше таковой у Китая. В военном отношении, русские будут реализовывать агрессивную программу доминирования в космосе, так как она позволит компенсировать им недостаток стратегического потенциала проектирования военной силы на земле и в воздухе. Эксперты полагают, что русские развернут в космосе свои собственные сети коммуникации и навигационных спутников. Сети будут создаваться с избыточными мощностями на основе лазерных межспутниковых каналов, что позволит с одной стороны – обеспечить потребности военных, а с другой – получить дополнительное финансирование военных разработок за счет реализации излишков мощностей по рыночным ценам.
Помимо этих традиционных направлений, русские будут активно развивать направление, связанное с созданием мини и микроспутников (особенно, учитывая нынешние инвестиции в нанотехнологии). Стимулом к развитию малых спутников для России является и отсутствие приемлемых точек запуска для тяжелых ракет-носителей.
Создаваемые микроспутники будут запускаться в очень больших количествах с использованием как воздушных, морских так и мобильных наземных стартовых комплексов.
Спутники будут оснащаться полным спектром современных датчиков, что позволит создавать современные системы разведки, управления и связи. Дополнительно эти микроспутники дадут возможность полностью контролировать ситуацию в околоземном пространстве. Понимание значимости мини и микроспутников, а также создание полного цикла их производства и запуска будет играть важную роль в развитии стратегии российских космических операций.
Важным направлением развития мини и микроспутников станет создание на их основе противоспутникового оружия, что позволит России в угрожаемый период добиваться превосходства в космосе. Кроме того, в систему противоспутниковой обороны будут включены и элементы наземного базирования – большинство современных российских комплексов ПВО разрабатываются с возможностью использования их в качестве противоспутникового оружия для борьбы с низкоорбитальными спутниками противника.
Одним из важнейших аспектов будущей космической силы России станет ее способность к восстановлению численности в результате понесенных потерь. Исторически, русские всегда оказывались быстрее при решении задач в космосе. Обладая большим количеством традиционных средств запуска (наземных, воздушных, морских), русские смогут в короткие сроки создавать, а при необходимости и наращивать орбитальные группировки, состоящие из мини и микроспутников.
Вторым значимым направлением развития ассиметричных средств станет информационное противоборство. Россия обладает значительным потенциалом высокообразованных специалистов в области компьютерных технологий. Противодействие системам управления войсками — дешевый и эффективный способ получить стратегические эффекты с минимальными инвестициями, низкими требованиями к трудовым ресурсам, и относительно простой реализацией.
Эксперты полагают, что к 2030 году российские военные поставят средства информационного противодействия в ряд с наиболее мощными системами вооружения и военной техники. Средства ведения компьютерной войны позволят России отчасти компенсировать ее недостатки в способностях глобального проецирования военной силы.
Таким образом, в области милитаризации информационного пространства американские эксперты ставят Россию на второе после Китая место.
Одним из достоинств российской военной школы является способность выстраивать эшелонированную оборону. Именно эта способность позволит России создать нечто подобное и в информационном пространстве. Причем такая система информационной защиты будет охватывать не только элементы военной инфраструктуры и государственного управления, но и системы управления в критических отраслях экономики – прежде всего в нефтегазовой сфере.
IV. Россия 2030 года – серьезный противник для США
Подводя некоторый итог и обобщая сделанные выводы, американские эксперты констатируют, что Россия будет представлять для США серьезную угрозу. Особенно это касается способности русских формировать ассиметричные ответы на возникающие угрозы.
Доступный сегодня научно-технический потенциал, который будет развит к 2030 году по целому ряду вопросов, позволит русским получить ассиметричный ответ дорогостоящим американским системам, что сделает их оборону весьма эффективной, хотя и не позволит им реализовывать экспансионистские проекты на глобальном уровне.
ImpCommiss: Не стоит слишком обольщаться от таких, удовлетворяющих наше самодовольство, прогнозов американских экспертов. В первую очередь, по трем основным причинам:
1. Западное прогнозирование в отношении России всегда отличалось искусственным преувеличением потенциала России (в первую очередь, всегда переоценивалось прагматичное мышление, стратегические планы и политическая воля Кремля), как и угроз исходящих от неё. Зачем? По многим причинам.
Это и неоправданное наращивание своего ВПК (на деле используемого в будущем для запугивания третьих стран и ведения агрессивных войн, ну и конечно накармливание военно-промышленной корпоратократии – куда без этих влиятельнейших лоббистов?). Это и оправдание/обоснование своей "ответной" экспансионистской политики, выставленной в благом свете, как вынужденную защитную реакцию. Это и запугивание своих союзников, для их более послушной консолидации вокруг "защитника" Вашингтона и терпеливом проглатывании его действий. Это и поддерживание векового образа врага, для того же американского народа, готовом всё простить властям ради своей безопасности, образ врага, который имеет все атрибуты для полновесного противника Западной цивилизации (не только по экономическим, военным и политическим критериям, но и по психологическим – укорененным предрассудкам в менталитете западного человека по отношению к восточному северному медведю).
2. Делается это и для более усиленного давления (в самых разных проявлениях) на Россию – в бόльшей мере, нежели этого требуют действительно национальные интересы США. Т.е. не сдерживать, не обороняться, а наступать и разрушать Россию.
3. Ну и наконец, последняя основная причина по которой России предсказывают большое и опасное для США будущее – пыль в глаза самому Кремлю и его оболваненному народу, дабы потешить их самолюбие и убедить в правильности выбранного ими пути.
Напомню, как при Горбачеве неоднократно использовали подобную тактику, когда расхваливали его "гласные" и пр. реформы, которые якобы должны были принести невиданные прогрессивные плоды для Союза, и когда делали доклады якобы для внутреннего пользования (на самом деле для советской номенклатуры), в которых как расхваливалась СОИ-ПРО, так и "разоблачалось" якобы весьма плачевное "на самом деле" состояние СССР (после чего в Кремле стали отталкиваться и судить о всём по американским докладам, нежели внимая своим отечественным экспертам, утверждающих обратное). Одним словом – провокация.
Т.е. дай знать врагу чего ты якобы боишься больше всего, и он непременно начнет это самое делать.
Впрочем, не исключено даже, что во всём этом есть и доля искренних опасений возрождения России, ведь как известно, у страха глаза велики.
А вот теперь представьте, какое ожидало бы в действительности будущее Россию, Америку и весь остальной мир, если бы Кремль «принял на вооружение» план Максима Калашникова и Ко – т.е. сместил центр тяжести отечественной экономики с сырьевой базы сделав ударение на форсированное внедрение высокотехнологичных прорывных инноваций, которых в России пруд пруди, модернизировал бы жизненно важную для России инфраструктуру (в первую очередь, телекоммуникационную и транспортную), вырубил бы под корень коррупцию не только поедающую бюджетные средства, но и пресекающий всякий прогресс, да обеспечил бы Россию критически необходимой дешевой энергий, привлекательной национальной идеей и не менее значительной программой урбанизации.
Вот тогда мало какой устрашающий прогноз можно было бы назвать переоценкой, и это были бы не просто пустые спекулятивные запугивания... это была бы жестокая, по отношению к Западу, и суровая действительность...