На глобальных товарно-сырьевых рынках цены на зерно резко пошли вверх, после того как Россия ввела запрет на экспорт зерна.
Вместе с тем, в настоящее время эксперты не предвидят резких скачков цен, подобных тем, которые вызвали недовольство населения и продовольственные бунты в 2008 году.
Вместе с тем, в настоящее время эксперты не предвидят резких скачков цен, подобных тем, которые вызвали недовольство населения и продовольственные бунты в 2008 году.
В прошлом году по объему экспорта зерна Россия заняла третье место в мире, однако в нынешнем году суровая засуха уничтожила, по меньшей мере, 20 процентов урожая. В результате мировые цены на зерно неуклонно растут, начиная с июня.
Объявленный Россией запрет на экспорт усилил обеспокоенность относительно запасов зерна на мировых рынках и вызвал дальнейшее повышение цен.
Однако, по словам экономиста и специалиста по сельскому хозяйству Дэна О’Брайена из Государственного университета штата Канзас, в глобальном масштабе дефицит пшеницы не ощущается.
«Здесь в США буквально три или четыре месяца назад мы жаловались, что у нас слишком много избыточной пшеницы», – подчеркивает О’Брайен.
Согласно Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН, запасы зерна на мировом рынке остаются довольно значительными после двух лет рекордно высоких урожаев. По словам Максимо Тореро из Международного института исследований в области продовольственной политики, участники рынка слишком остро отреагировали на эту ситуацию.
«Проблема в том, что если рынок «перегревается», как это было во время последнего продовольственного кризиса в 2008 году, и учитывая, насколько изменчивой была ситуация на этом рынке в последние годы, тогда эти резкие колебания более-менее объяснимы. Именно это и происходит. Это неоправданное завышение цен. Просто нужно постараться успокоиться и делать то, что подсказывают нам реальные основы рынка», – говорит Максим Тореро.
В настоящее время основные экономические показатели, такие как цены на энергоресурсы и спрос на биотопливо, оказывают не менее сильное давление на цены в сторону роста, чем в 2007 и 2008 годах, когда происходило резкое повышение цен на продовольствие.
Хотя прекращение поставок российской пшеницы — довольно существенная потеря, Тореро считает, что мировые цены на пшеницу не останутся на сегодняшнем высоком уровне. Кроме того, потребители, как правило, не сразу, а с некоторой задержкой, начинают ощущать последствия роста цен на сырьевые товары. Однако, если цены останутся на высоком уровне, последствия могут быть существенными, отмечает экономист из ФАО ООН Абдолреза Аббасьян.
«Чем дольше это будет продолжаться, тем дороже импорт продовольствия обойдется бедным странам, – считает Аббасьян, – это будет иметь весьма существенные последствия для бедного населения, причем везде – будь то в США или Африке. Бедные расходуют значительную часть своего дохода на продукты питания».
По словам Аббасьяна, если засуха в России будет продолжаться, она может повлиять также на урожай следующего года. Это даст другим экспортерам возможность восполнить нехватку зерна на мировом рынке. По мнению экспертов, сегодняшние высокие цены могут стимулировать выращивающих пшеницу фермеров в других странах к тому, чтобы увеличить объем производства.
http://www1.voanews.com/russian/news/Russia-Wheat-Ban-2010-08-06-100161844.html