Мифология
В сознании древних людей Создатель Вселенной и всего сущего почти всегда ассоциировался с образом ткача. То был Изначальный, Великий Ткач, ткущий на Ткацком Станке Жизни судьбы всего сущего. При этом нить Великого Ткача представлялась пуповиной, соединяющей человека с его Создателем, посредством которой он вплетается в узор Ткани Мироздания.
Впрочем, ткачество ассоциировалось не только с созданием сущего. Все богини Судьбы и Времени, когда-либо встречавшиеся в мифах народов мира, также были прядильщицами или ткачихами, покровительствовали ткацкому мастерству. Один из древнейших примеров — египетская богиня Нейт, иероглиф которой напоминает, кстати, ткацкий станок. Более 5000 лет назад египтяне представляли Нейт божеством, которое ткет этот мир, определяя время рождения и смерти каждого человека.
В греческой мифологии Ткачихой Мира считалась Афина. Однако за жизнь каждого конкретного человека отвечали мойры — дочери Зевса и Фемиды — богини человеческой судьбы. Мойры изображались в виде старух, прядущих нить человеческой жизни: Клото тянула Нить от Прялки Жизни, Лахезис — отмеряла, кому сколько, а Атропа выбирала, как умереть человеку и перерезала нить, обрывая жизнь.
У буддистов ткачество, материя — символы сансары, иллюзии (майи), предопределенного, преходящего и вечно изменяющегося существования. У китайцев движение вперед и назад челнока космической прялки (Ян Чжанхун) означает изменения инь и ян. У индийцев Брахма, Верховное начало, — это тот, на ком, подобно основе (продольным нитям) и утку (нитям поперечным), сплетаются миры (Упанишады), а ткачество — это Дыхание Жизни: все в космосе связано с невидимой материей. У шумеро-семитов Иштар и Атаргатис — ткачихи материи Мира и Судьбы, они же перерезают нить жизни. У скандинавов и тевтонов Хольда и Норны — ткачихи судьбы, а валькирии ткут материю победы с основой в виде поднятых на копьях кишок, в которую они вплетают красный уток из стрел.
В христианстве же под основой Ткани Мирозания понимается заключенное в Священных Писаниях фундаментальное учение, а уток — комментарии к нему, трактовка сказаного Богом. На этих понятиях и строится вся философия катаров и, как следствие, философия Братства Ткачей.
Процесс упорядоченного переплетения нитей глубоко символичен сам по себе. Если представить, что основа ткани есть вертикальный ракурс мироздания, соединяющий все уровни существования, качественная сущность вещей, неизменное и постоянное, мужское, активное и прямое, солнечный свет, то горизонтальный уток — это сама природа во времени и пространстве, количественная сторона, случайное и временное, переменное и непостоянное, человеческое бытие, женское и пассивное, отраженный свет Луны.
Сочетанием каждой пары нитей основа и уток образуют крест. Это скрещивание символизирует единство противоположностей, соединение мужского и женского начал (инь и ян). Это то, что держит Вселенную в гармонии.
Переплетение мужского и женского — неотъемлимая часть философии Братства Ткачей. Основа и уток (как фаллос и матка, единица и ноль) не могут рождать Материю Жизни по отдельности, сами по себе. Более того, очевидно, что Идеальное Мироздание подразумевает идеальное переплетение нитей Материи, установить Материю Жизни по отдельности, сами по себе. Более того, очевидно, что Идеальное Мироздание подразумевает идеальное переплетение нитей Материи, установить которое — основная задача Братства, которую они приследуют на протяжении многих веков.
Впрочем, ткачество ассоциировалось не только с созданием сущего. Все богини Судьбы и Времени, когда-либо встречавшиеся в мифах народов мира, также были прядильщицами или ткачихами, покровительствовали ткацкому мастерству. Один из древнейших примеров — египетская богиня Нейт, иероглиф которой напоминает, кстати, ткацкий станок. Более 5000 лет назад египтяне представляли Нейт божеством, которое ткет этот мир, определяя время рождения и смерти каждого человека.
В греческой мифологии Ткачихой Мира считалась Афина. Однако за жизнь каждого конкретного человека отвечали мойры — дочери Зевса и Фемиды — богини человеческой судьбы. Мойры изображались в виде старух, прядущих нить человеческой жизни: Клото тянула Нить от Прялки Жизни, Лахезис — отмеряла, кому сколько, а Атропа выбирала, как умереть человеку и перерезала нить, обрывая жизнь.
У буддистов ткачество, материя — символы сансары, иллюзии (майи), предопределенного, преходящего и вечно изменяющегося существования. У китайцев движение вперед и назад челнока космической прялки (Ян Чжанхун) означает изменения инь и ян. У индийцев Брахма, Верховное начало, — это тот, на ком, подобно основе (продольным нитям) и утку (нитям поперечным), сплетаются миры (Упанишады), а ткачество — это Дыхание Жизни: все в космосе связано с невидимой материей. У шумеро-семитов Иштар и Атаргатис — ткачихи материи Мира и Судьбы, они же перерезают нить жизни. У скандинавов и тевтонов Хольда и Норны — ткачихи судьбы, а валькирии ткут материю победы с основой в виде поднятых на копьях кишок, в которую они вплетают красный уток из стрел.
В христианстве же под основой Ткани Мирозания понимается заключенное в Священных Писаниях фундаментальное учение, а уток — комментарии к нему, трактовка сказаного Богом. На этих понятиях и строится вся философия катаров и, как следствие, философия Братства Ткачей.
Символизм
Процесс упорядоченного переплетения нитей глубоко символичен сам по себе. Если представить, что основа ткани есть вертикальный ракурс мироздания, соединяющий все уровни существования, качественная сущность вещей, неизменное и постоянное, мужское, активное и прямое, солнечный свет, то горизонтальный уток — это сама природа во времени и пространстве, количественная сторона, случайное и временное, переменное и непостоянное, человеческое бытие, женское и пассивное, отраженный свет Луны.
Сочетанием каждой пары нитей основа и уток образуют крест. Это скрещивание символизирует единство противоположностей, соединение мужского и женского начал (инь и ян). Это то, что держит Вселенную в гармонии.
Переплетение мужского и женского — неотъемлимая часть философии Братства Ткачей. Основа и уток (как фаллос и матка, единица и ноль) не могут рождать Материю Жизни по отдельности, сами по себе. Более того, очевидно, что Идеальное Мироздание подразумевает идеальное переплетение нитей Материи, установить Материю Жизни по отдельности, сами по себе. Более того, очевидно, что Идеальное Мироздание подразумевает идеальное переплетение нитей Материи, установить которое — основная задача Братства, которую они приследуют на протяжении многих веков.